Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Выбор освещения – очень важная часть создания любого фильма. От него в огромной степени зависит настроение сцены. Неудачно выстроенный свет может стать причиной провала даже очень неплохой, во всём остальном, картины.

Роли, которые в том или ином фильме выполняет свет, могут быть самыми разными. Он может, например, создавать ощущение присутствия. Цветные лучи могут вообще поменять смысл эпизода или подчеркнуть нужную деталь.

Вот несколько наиболее удачных примеров использования освещения в кинематографе:

Близкие контакты третьей степени (1977)

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

В этой сцене яркий свет слепит глаза персонажей, из-за чего видны только силуэты инопланетян. Таким образом, создаётся именно та атмосфера таинственности, которая здесь и нужна.

Молчание ягнят (1991)

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

В конце фильма “Молчание ягнят” есть сцена, когда героиня оказывается наедине с убийцей в тёмном подвале и зритель наблюдает за ней глазами «Буффало Билла», вернее через его очки ночного видения. Таким образом, удачное использование света создаёт когнитивную связь между убийцей и потенциальной жертвой.

Как устанавливают свет:

Чаще всего под правильной установкой света подразумевается создание наиболее привлекательной картинки. Но свет может выполнять и более специфические функции. Куда ложится тень? Что нужно показать, а что скрыть под покровом темноты? Всё это может быть важно.

Освещение с трех точек

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Принцип освещения с трёх точек – самый базовый для кино и используется чаще всего. Для его осуществления, как можно догадаться, используются три источника света:

1. основной (или ключевой),

2. заполняющий тени, отброшенные от основного,

3. контровой – отделяет объекты от фона.

Такое расположение источников света позволяет добиться максимальной глубины сцены, делает кадр более привлекательным. Однако если использовать только этот принцип, возникнет ощущение “ситкома” – то есть кино, сделанного по шаблону. Поэтому в большинстве фильмов “большого кинематографа” используются разные приёмы – с одним, двумя источниками света, с разной степенью яркости и тп.

Основной источник света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Иногда для того, чтобы найти верное световое решение, достаточно ответить на вопрос: куда должно быть направлено внимание зрителя? Прожектор направляется на нужный объект, остальное выстраивается по ситуации: например, в зависимости от того, нужны ли в кадре тени. Строгих правил тут не существует, только рекомендации. Чаще всего выбор источника света зависит от контекста.

Например, если в кадре герой бредёт по тёмной пещере с зажигалкой в руке, то яркий свет ниоткуда собьет зрителя с толку. Или если герой стоит ночью на обочине дороги и мимо проезжают автомобили, то и освещение должно быть соответствующим. В этих случаях и без теней не обойтись.

В большинстве случаев, при использовании одного источника света, расположенного вдалеке (см. выше) тени будут отбрасываться по направлению к зрителю – таким образом создаётся не только более объёмная картинка, но и возникает “эффект присутствия”.

Заполняющий и контровой источники света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Красной стрелкой отмечен свет от основного источника, синим – от заполняющего и жёлтым – от контрового

Как только ответ вопрос с основным источником света решён, встаёт следующий вопрос – с заполнением теней. В ряде случаев тени необходимы, но в зависимости от ситуации они могут быть яркими и более мягкими. Для осветления теней, создаваемых основным источником света, и применяется заполняющий источник. Как правило, он располагается диаметрально противоположно ключевому осветителю и имеет меньшую интенсивность.

В драмах вроде “Крёстного отца” используются более тёмные тени, чем в лёгких комедийных картинах. Так, заполнение теней влияет на жанр.

На кадре выше кроме основного и заполняющего есть ещё и контровой свет – он поступает от лампы за спиной героя и освещает пространство вокруг головы и плеч героя. Этот свет отделяет основную фигуру от заднего плана, позволяет герою не слиться с тёмным фоном. Кроме того, контровое освещение делает картинку более трёхмерной.

Нефть (2007)

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Прекрасный пример использования освещения с трёх точек. Несмотря на то, что по логике сцены, Дэй-Льюис должен быть освещён только скрывшимся за облаками солнцем (не отбрасывает тени), оператор Роберт Элсвит направил на актёра основной и контровой источники света. Этот приём не только позволил выделить фигуру Льюиса, но и подчеркнуть следы пота и нефти на его лице.

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

В этом кадре оператор отступает от привычной схемы освещения. Здесь только один источник света, освещающий только лицо Льюиса, остальное сливается с тёмным фоном. Тени не отбрасываются на зрителя, как в одном из случаев выше – зрителю становится любопытно, на что смотрит герой.

Город грехов (2005)

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Здесь два ярких источника света: основной и контровой. Заполняющего света – минимум или нет вообще, что позволяет сохранить довольно резкие тени.

Третий человек (1949)

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Принцип “лучше меньше да лучше” часто позволяет создавать такие вот драматичные кадры. В данном случае эффект создаётся контрастом белого и чёрного.

“Температура” цвета

Фарго (1996)


Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Оператор Роджер Дикинс использовал в этом фильме много белого естественного солнечного света, благодаря чему создаётся ощущение удивительной правдоподобности – события развиваются не в выдуманном киномире, а в том же самом, где живём мы все. Логичность и реалистичность повествования очень важны для этого фильма, и приём с белым светом помогает поддерживать эту иллюзию. Дикинс продолжает использовать белый свет, даже когда действие переносится в помещение.

007: Координаты «Скайфолл» (2012)

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Cекреты большого кинематографа: как добиться нужного эффекта при помощи света

Оператором этого фильма тоже был Роджер Дикинс. Но подход к цветовому решению здесь отличается кардинально. В фильмах о Джеймсе Бонде бегство от реальности проявляется в подчёркнутом эстетизме. Оператор добивается нужного эффекта при помощи контрастных цветов (зеленовато-голубой и оранжевый) и глубоких теней. Драматичные моменты подчёркнуты более интенсивными оттенками.

В одной из последних сцен показан шотландский пейзаж. Диккинс использует белый рассеянный свет, который создаёт у зрителя ощущение затишья перед бурей.

(c) mixstuff

30.08.13Чтиво
Социальные сети:
Читать Libo.Ru в:


Поделиться:
Комментарии